ООО Фирма "СТЕЛС"

Клумба в торговом зале

Страсть москвичей к обустройству своей фазенды в Подмосковье не зависит от размеровземельного участка и дома. В весенне-летний сезон заботы о цветах и кустарниках открывают широкие возможности для торговцев зеленью. В недалеком прошлом зеленые насаждения горожане покупали на садоводческих рынках и подчас рисковали получить вместо алых роз на клумбах белый шиповник. Но ситуация изменилась. Открытие в Подмосковье гипермаркетов, торгующих товарами для дома и сада, избавляет покупателей от подобного рода сюрпризов и расширяет горизонты для поклонников альпийских горок и японских садиков. 

Гипермаркеты формата DIY (Do it Yourself) — в переводе с английского “Сделай сам”, — предлагающие товары для обустройства дома и сада европейского уровня, появились в столице сравнительно недавно. По словам Константина Королева, менеджера департамента консалтинга компании Becar Commercial Property Moscow, сейчас в Москве работает уже несколько DIY-сетей, количество магазинов каждой из которых составляет от 1 до 20, а общая площадь всех магазинов — около 300 000 кв. м. По словам Владимира Воронина, президента финансово-строительной корпорации “Лидер”, в числе первых зарубежных компаний была немецкая сеть AVA, которая в феврале 2003 г. в подмосковных Котельниках открыла гипермаркет Marktkauf. Торговый центр расположился на территории в 10 га, его площадь составила 29 000 кв. м. 

Что, где, когда? 
К слову, магазины, продающие товары для дома, в столице были и до этого, но садовый ассортимент в них был гораздо более ограниченным, чем в международных торговых сетях. 

Крупнейшим российским гипермаркетом, работающим по европейской технологии, стал торговый центр “Твой дом”, расположенный на 24-м км МКАД, в районе пересечения с Каширским шоссе. Компания “Крокус Групп” открыла его в феврале 1998 г. Первоначальная площадь торгового комплекса составляла 16 000 кв. м, но позже ТЦ достроили, и сейчас от занимает 66 000 кв. м. А в сентябре 2000 г. в 40 км от первого магазина, на 66-м км МКАД в районе его пересечения с Волоколамским шоссе, на территории “Крокус Сити”, был открыт второй “Твой дом” общей площадью 40 000 кв. м. 

В ноябре 2003 г. на российский рынок вышел немецкий ритейлер Obi, предлагающий товары четырех категорий — “Строительство”, “Жилье”, “Сад” и “Техника”. “Существующий тип магазинов Obi — это магазин товаров категории "сделай сам" с интегрированным в него садовым центром, — отмечает Романо Куинци, гендиректор "Obi Россия". — Формат является абсолютно успешным в Москве, в России и по всей Европе”. В настоящее время в России открыты 11 магазинов Obi, три из них находятся в Москве (на площадях “Мега — Теплый Стан”, в “Мега-Химки”, в “Ритейл-парке” на Варшавском шоссе). 

В августе 2004 г. принял первых посетителей французский гипермаркет Leroy Merlin. С тех пор компания открыла в России три магазина, все — в окрестностях Москвы (в Химках, Красногорске и Мытищах). В Leroy Merlin предложен широкий ассортимент товаров пяти основных категорий: дом, строительство, сад, сантехника и отделочные материалы. Leroy Merlin предоставляет более 300 видов услуг, например разработку проектов ремонта, составление сметы, заказ и доставку товара, послепродажное обслуживание, а также услуги по установке. Непосредственно в магазинах покупатели могут пройти курсы мастерства по использованию товара и посетить специализированные книжные отделы, рассказывает Айдар Галеев, директор департамента консалтинга и исследований компании “Миэль — Коммерческая недвижимость”. 

7 июня 2007 г. открылся первый гипермаркет израильской сети Castorama. ТЦ открылся на Новорязанском шоссе, в здании торгового комплекса Marktkauf (эта торговая марка ушла с российского рынка и продала активы), уже известного потребителям как центр торговли товарами для дома и ремонта. В России с учетом открытого в столице объекта работают четыре гипермаркета Castorama (один — в Самаре, два остальных — в Санкт-Петербурге). Ассортимент Castorama насчитывает около 35 000 наименований товаров для дома, дачи, сада, включая строительные и декоративно-отделочные материалы, освещение и электротовары, напольные покрытия и плитку, отопительное оборудование, сантехнику и водоснабжение, кухни, инструменты, скобяные и столярные изделия. В торговом центре также представлен широкий выбор цветов и растений для украшения дома и сада. В частности, растения для дома и сада, луковицы и корневища цветов, семена цветов и овощей, семена газонных трав, грунты, удобрения, средства защиты растений, горшки, аксессуары для растений, предметы декора для сада, а также садовую технику, инструмент, инвентарь. 

Гипермаркеты всех названных торговых сетей имеют широкую направленность. “Для сравнения: на Западе у магазинов DIY более узкая специализация, отдельно существуют магазины товаров для дома и отдельно — для сада, — говорит Марти Уилан, директор по развитию Astera Oncor. — Самые известные гипермаркеты европейского формата — Jardiland, представленный более чем 120 садовыми центрами во Франции, Испании и Португалии, Plantagen, насчитывающий 62 центра в Норвегии, Швеции и Финляндии, Truffaut — 52 центра во Франции и Англии, Untratuin — более 60 садовых центров в Нидерландах и Бельгии и др. В России садовые центры подобного формата только планируется построить”. 

Сравнительно позднее появление на российском рынке известных европейских сетей, продающих товары для дома, ремонта и сада, генеральный директор управляющей компании “Торговый квартал” Николай Волчков объяснил большими рисками продаж, так как товары данного профиля не относятся к категории жизненно необходимых, как, например, продукты. “В качестве еще одного сдерживающего фактора можно назвать наличие большого количества строительных и садоводческих рынков”, — добавляет он. До сих пор некоторые востребованные дачниками товары там представлены в более широком ассортименте. 

“Основными преимуществами гипермаркетов являются ширина ассортимента, низкие цены, гарантийное обслуживание, фиксированная стоимость доставки товара”, — перечисляет Ирина Кирсанова, руководитель департамента маркетинга и консалтинга Astera Oncor. Она считает, что профильные магазины составляют достойную конкуренцию специализированным рынкам. 

По мнению экспертов, DIY-магазины рассчитаны на более требовательного к качеству обслуживания клиента. “В отличие от рынков посетители DIY — частные лица либо строители, которым необходимы гарантия на оборудование, простота сервиса, удобная доставка”, — говорит Константин Королев. 

Источник: stikon.gr